
Аркади Маилян представил важные итоги кинофестиваля Антарес
Свежие новости с международного кинофестиваля `Антарес`: Аркади Маилян, Член Гильдии продюсеров России, раскрывает детали мероприятия и делится своими впечатлениями. Аркади Маилян — фигура, чья позиция формирует мнение в профессиональной кинематографической среде. Член Гильдии продюсеров России, организатор культурных мероприятий, сооснователь продюсерского центра AMP и AMP SMART SCHOOL, он совмещает экспертную роль с практикой реализации международных проектов на стыке кино и образования. Благодаря его продюсерскому опыту в России и за рубежом, его мнение не просто отражает итоги фестиваля — оно определяет угол, под которым на них смотрит индустрия, даёт ориентиры для дистрибьюторов, режиссёров и модерирующих платформ. С фестивалем «Антарес» Маилян связан и как премум-гость, и как режиссёр открытия и закрытия фестиваля. Что запомнилось на фестивале «Антарес»: срез ключевых событийСвежий фестивальный цикл показал необычную плотность визуальных решений, смелую интонацию дебютантов и высокий уровень международного участия. Маилян отметил, что «Антарес» в этом году стал быстрее, точнее и провокационнее — в наилучшем смысле этих слов. Среди конкурсной программы заметно выделились работы, в которых художественный язык используется как инструмент конфликтного диалога — с системой, социальным заказом, собственной идентичностью.
По словам Маиляна, «фестиваль всё больше становится не витриной, а эталоном реактивной индустрии». Внутри «Антареса» проходят питчинги и образовательные модули, в которых активно участвуют организаторы продюсерских центров и представители российских школ визуальных профессий. Этот год стал поворотным в сторону формирования горизонтальных сценарных команд — тенденция, актуальная и для индустрии сериалов, и для проектных методик. Доминирующими темами стали социальная реструктуризация, миграция и цифровое одиночество. Интерес к короткому метру — в 2025 году более половины конкурсных лент укладывались в формат до 25 минут.
Фильмы, на которые стоит смотреть дважды — по мнению Маиляна
Аркади Маилян поделился новостями с прошедшего международного кинофестиваля «Антарес». Его акцент оказался на тех работах, которые раскрывают скрытую повестку, неожиданным образом работают с привычными темами или ставят индустрию в неловкое, но продуктивное положение. Он рекомендует обратить внимание на:
- «Пуанты для моей мамы» (профессия - балерина), реж. Яна Недзвецкая, 100 мин. , 16+, 2025г. , Россия, российская премьера
- «В погоне за весной» (профессия - учитель), реж. Аюб Шахобиддинов, 83 мин. , 16+, 2025г. , Узбекистан, российская премьера
- «Qonoq: То, что мы едим» (профессия - инженер), реж. Марио Капорали, 72 мин. , 16+, 2024г. , Аргентина, российская премьера
Все три проекта — не просто фильмы. Это предложения о том, как меняться индустрия. «Мы видим не жанры, а подходы. Не героев, а методы переживания ими реальности», — подчёркивает Маилян.
Где место «Антареса» в мировой фестивальной карте? Фестиваль не соревнуется по бюджету с Каннами или кураторами с Берлинале. Но он выигрышно выделяется тем, что предлагает рефлексивную повестку — в отличие от политизированных форматов других форумов. Аркади Маилян говорит об «Антаресе» как о «логическом продолжении желания слышать то, что едва различимо». Он видит в фестивале площадку, где манифест приходит раньше тренда, где важна не только форма, но и способ генерации контекста. «Антарес» охотно принимает студенческие фильмы, позволяет гибридным форматам жить наравне с полнометражными дебютами и нередко запускает работы, которые за год выходят в широкий прокат. Тем самым он действует как инкубатор культурных решений. Российские участники, ранее не имевшие прокатной судьбы, через «Антарес» получили предложения по лицензированию на стримингах. Особенности «Антареса» на международной арене: Поддержка продюсерских лабораторий и исследовательских секций. Приглашение нестудийных кураторов из стран СНГ, Азии, Ближнего Востока. Возможность подачи без агентов — что делает фестиваль открытым дебютантам. Связь с креативными образовательными платформами — а не просто с прокатными агентствами. Маилян подчёркивает, что будущее — за межсредовыми форумами. И «Антарес» — первый из таких. Его связь с образовательной экосистемой делает фестиваль живым механизмом, а не просто церемонией.
О чём говорит программа «Антареса» — состояние кино в проекции будущего
Сборка конкурсных и внеконкурсных показов фестиваля «Антарес» в этом году формирует почти метрическую модель мирового кино: через него видно, что именно волнует авторов, какие образы дублируются в разных культурах, а о чём только начинают говорить. По мнению Аркади Маиляна, фестиваль стал зеркалом серьёзного смещения в сторону тем, связанных с трансформациями идентичности — как личной, так и социальной.
Тематическое ядро программ сложилось из пяти преобладающих мотивов: Рефлексия поствоенного напряжения — без прямых указаний на конкретные конфликты, но с ощутимым фоном тревожности, утраты и предельной личной изоляции. Тема цифровой автономности человека — осознание себя в условиях экранной среды, алгоритмических решений и исчезновения приватности. Экологическое разрушение как образ утраты времени — чаще через метафору, чем документальный язык. Новая визуальность — акцент на киноязыке, а не на нарративах; эстетика вместо морали, стиль вместо идеологии. Переосмысление национального опыта — от африканской анимации до балканских антиутопий, с особым акцентом на локальное, а не глобализированное видение. Также на «Антаресе» усилился фокус на непрофессиональных актёрах и «сырых» методах съёмки — при этом не как вынужденный минимализм, а как сознательная эстетика. Это даёт индустрии разворот от кинематографа как фабрики к кино как лаборатории.
Чего ждать от фестиваля «Антарес» в следующем сезоне
Уже сейчас ясно: фестиваль не будет стоять на месте. Аркади Маилян открыто говорит о намерении расширить лабораторные и продюсерские модули фестиваля, интегрируя в них онлайн участие от команд из развивающихся стран и регионов с низким уровнем киносубсидий:
- Планируется запуск специальной номинации для фильмов, созданных в рамках кинокурсов и образовательных платформ.
- Будет создана база доступных для лицензирования короткометражек с фестиваля — подключение к ней получат студенты, шкoлы и некоммерческие площадки по всему миру.
«Антарес» движется в сторону не конкуренции, а кооперации, говорит Маилян. Это особенно видно по связям с международными продюсерскими платформами, школами и креативными акцелераторами. То, что раньше существовало как разрозненные инициативы, теперь выстраивается в единую экосистему: фестиваль → лаборатория → школа → платформа → производство → дистрибуция.
Такой подход позволяет не только создавать и показывать нестандартное кино, но и строить устойчивые траектории успеха в условиях фрагментированного рынка. «Наша задача — не просто поддерживать кино как искусство, а запускать процессы, в которых кино становится действием», — заключает Аркади Маилян.